Дома гостяжпромурал
Комплекс жилых домов В Екатеринбурге по улице Ленина, 52, 54 был построен для инженерных работников Гостяжпромурала и их семей в 1931 - 34 годах по проекту архитекторов Георгия Валенкова и Евгения Короткова в стиле конструктивизм.
Это была попытка организовать новый быт советского человека - коммуны. Советский человек должен был совместно с коллегами проводить время, не затрачивая время на рутинную домашнюю работу, такую как, стирка, приготовление пищи и др.Поэтому в жилом комплексе предусматривались столовые, детский сад, прачечная, клуб, больница.
Внутренняя планировка предполагала коридорный тип расположения квартир, что позволяло выделить широкие общественные коридоры, предназначенные для использования большим количеством людей. А теплые внутренние переходы создавались для удобства жильцов, которые не выходя на улицу, могли завести ребенка в детский сад, сходить в магазин или в столовую.
За симметричное расположение домов - близнецов, горожане прозвали этот жилой комплекс "домами - расческами"
Это была попытка организовать новый быт советского человека - коммуны. Советский человек должен был совместно с коллегами проводить время, не затрачивая время на рутинную домашнюю работу, такую как, стирка, приготовление пищи и др.Поэтому в жилом комплексе предусматривались столовые, детский сад, прачечная, клуб, больница.
Внутренняя планировка предполагала коридорный тип расположения квартир, что позволяло выделить широкие общественные коридоры, предназначенные для использования большим количеством людей. А теплые внутренние переходы создавались для удобства жильцов, которые не выходя на улицу, могли завести ребенка в детский сад, сходить в магазин или в столовую.
За симметричное расположение домов - близнецов, горожане прозвали этот жилой комплекс "домами - расческами"
Клуб строителей (Сити-центр)
Создание сооружения началось в 1929 году по заказу профсоюза строителей, а завершилось в 1933-м. Автор проекта - известный советский архитектор Я.А. Корнфельд. Здание клуба должно было активно участвовать в формировании нового городского центра, где предполагалось разместить новые крупные сооружения.
Клуб имеет сложную конфигурацию плана, в основе которого сочетание трех взаимно перпендикулярных прямоугольников. Этажи связаны между собой лестничными клетками, а планировка трехэтажного клубного корпуса решена по коридорному типу. В двухэтажном корпусе находится малый зал, большую часть внутреннего пространства зрелищной части здания занимает зрительный зал с фойе.
Фасады здания отражают функциональную специфику объемов: отличаются геометризмом, контрастом плоскостей стен и остекленных поверхностей. Применены горизонтально расположенные и угловые окна, балконы. Главные входы торцевых фасадов акцентированы лоджией и навесом на опорах. На северном фасаде выделены лестничные клетки в виде прямоугольного и полукруглого остекленных эркеров.
В 1990-е годы в здании разместился торговый центр, функционирующий до сих пор.
Клуб имеет сложную конфигурацию плана, в основе которого сочетание трех взаимно перпендикулярных прямоугольников. Этажи связаны между собой лестничными клетками, а планировка трехэтажного клубного корпуса решена по коридорному типу. В двухэтажном корпусе находится малый зал, большую часть внутреннего пространства зрелищной части здания занимает зрительный зал с фойе.
Фасады здания отражают функциональную специфику объемов: отличаются геометризмом, контрастом плоскостей стен и остекленных поверхностей. Применены горизонтально расположенные и угловые окна, балконы. Главные входы торцевых фасадов акцентированы лоджией и навесом на опорах. На северном фасаде выделены лестничные клетки в виде прямоугольного и полукруглого остекленных эркеров.
В 1990-е годы в здании разместился торговый центр, функционирующий до сих пор.
Гостиница «Исеть»
Гостиница Исеть - бывшее общежитие молодых сотрудников НКВД, здание, построенное в виде полукруга, в связи с чем многие считают ее прототипом серп, а в прилегающем здании Уральского краеведческого музея угадывают очертания молота.
Из себя гостиница “Исеть ” представляет собой подковообразное в плане здание, представляющее собой полуцилиндр и вмещающее 100 жилых комнат. Общая площадь помещений составляет 5957 м². Исторически помимо жилых помещений в здании располагалось несколько подсобных, в одном из которых находился местный радиоузел. Здание выполнено из кирпича, который вручную поднимался рабочими на верхние уровни по деревянным пандусам, и снабжено двумя лифтами
Главный фасад имеет ярко выраженные поэтажные ряды окон и вертикальных тяг в виде лопаток. Со 2-го по 10-й этажи планировки включают в себя жилые помещения по выпуклой южной стороне здания и коридор по вогнутой северной стороне. Архитектура здания позволяет экономить на потребляемом для обогрева тепле за счёт меньшей площади внутренних коридоров, расположенных по внутреннему радиусу, и хорошей освещённости жилых помещений, обусловленной высотой здания и ориентированием фасада на юг. В данный момент гостиница “Исеть” не функционирует.
Из себя гостиница “Исеть ” представляет собой подковообразное в плане здание, представляющее собой полуцилиндр и вмещающее 100 жилых комнат. Общая площадь помещений составляет 5957 м². Исторически помимо жилых помещений в здании располагалось несколько подсобных, в одном из которых находился местный радиоузел. Здание выполнено из кирпича, который вручную поднимался рабочими на верхние уровни по деревянным пандусам, и снабжено двумя лифтами
Главный фасад имеет ярко выраженные поэтажные ряды окон и вертикальных тяг в виде лопаток. Со 2-го по 10-й этажи планировки включают в себя жилые помещения по выпуклой южной стороне здания и коридор по вогнутой северной стороне. Архитектура здания позволяет экономить на потребляемом для обогрева тепле за счёт меньшей площади внутренних коридоров, расположенных по внутреннему радиусу, и хорошей освещённости жилых помещений, обусловленной высотой здания и ориентированием фасада на юг. В данный момент гостиница “Исеть” не функционирует.
Музей истории и археологии Урала
Уличное искусство в Екатеринбурге развивается семимильными шагами. Жители все меньше воспринимают его как проявление вандализма, стремятся понимать, вникать в суть высказывания художника.
В результате, улицы становится средой коммуникации между художником и зрителем, аудиторией. А где есть аудитория, там есть и коммерческие предложения. И вот один из отличных примеров того, как бизнес общается со своей аудиторией на ее языке, будто заявляя «Эй, мы здесь, заходи!». Гоголь с кружкой кофе в модно повязанном шарфе – реклама «для своих».
В результате, улицы становится средой коммуникации между художником и зрителем, аудиторией. А где есть аудитория, там есть и коммерческие предложения. И вот один из отличных примеров того, как бизнес общается со своей аудиторией на ее языке, будто заявляя «Эй, мы здесь, заходи!». Гоголь с кружкой кофе в модно повязанном шарфе – реклама «для своих».
Здание Рабпроса (Окружной Дом офицеров)
Здание Окружного дома офицеров заложено в 1932 году как клуб работников просвещения. В 1937 году недостроенное здание передано Уральскому военному округу.
После переработки проекта главный фасад оформлен в стиле советской «неоклассики», расширен зал, предусмотрены новые помещения. Строительство завершено в 1940 году.
Здание состоит из двух частей: двухэтажного веерообразного в плане объема зрелищной части и примыкающего к нему трехэтажного П-образного объема клубной части, состоящего из двух блоков и трехъярусной башни. Зрелищная часть доминирует над трехэтажным клубным объемом.
Южная часть симметрична, уравновешенна, имеет десятиколонный портик на постаменте. Колонны квадратные, с коринфскими капителями. Венчается портик кессонированным декоративным фронтоном со скульптурной группой, выполненной по эскизу архитектора В.В. Емельянова. Западная клубная часть, в свою очередь, асимметрична, с башней, первый ярус которой оформлен шестиколонным портиком.
Интерьеры здания украшены живописными панно, лепным архитектурным декором. Особенно выделяется интерьер голубого зала с колоннами, росписями и декором потолка (художник К.П. Трофимов). В ряде помещений широко используется архитектурный ордер. Важную роль в облике интерьеров играют люстры. Стены отделаны сухой штукатуркой, лестницы мраморные, полы мозаичные и паркетные.
Сейчас все три этажа пристроя занимает военно-исторический музей. Среди самых ярких и необычных предметов музея: уменьшенная копия памятника рабочему и колхознице, охотничье ружьё Георгия Жукова, которое он привёз в 1945 году из Германии, обломки подлодки Курск и сбитого 1 мая 1960 года американского шпионского самолёта под управлением Пауэрса.
После переработки проекта главный фасад оформлен в стиле советской «неоклассики», расширен зал, предусмотрены новые помещения. Строительство завершено в 1940 году.
Здание состоит из двух частей: двухэтажного веерообразного в плане объема зрелищной части и примыкающего к нему трехэтажного П-образного объема клубной части, состоящего из двух блоков и трехъярусной башни. Зрелищная часть доминирует над трехэтажным клубным объемом.
Южная часть симметрична, уравновешенна, имеет десятиколонный портик на постаменте. Колонны квадратные, с коринфскими капителями. Венчается портик кессонированным декоративным фронтоном со скульптурной группой, выполненной по эскизу архитектора В.В. Емельянова. Западная клубная часть, в свою очередь, асимметрична, с башней, первый ярус которой оформлен шестиколонным портиком.
Интерьеры здания украшены живописными панно, лепным архитектурным декором. Особенно выделяется интерьер голубого зала с колоннами, росписями и декором потолка (художник К.П. Трофимов). В ряде помещений широко используется архитектурный ордер. Важную роль в облике интерьеров играют люстры. Стены отделаны сухой штукатуркой, лестницы мраморные, полы мозаичные и паркетные.
Сейчас все три этажа пристроя занимает военно-исторический музей. Среди самых ярких и необычных предметов музея: уменьшенная копия памятника рабочему и колхознице, охотничье ружьё Георгия Жукова, которое он привёз в 1945 году из Германии, обломки подлодки Курск и сбитого 1 мая 1960 года американского шпионского самолёта под управлением Пауэрса.
Дом печати
Проект здания принадлежит Георгию Голубеву, выходцу из Москвы, позже ставшему главным архитектором Свердловска. Георгий Голубев задействовал многие особенности конструктивизма, ставшие классическими для стиля: широкие ленточные окна по всей длине здания, закругленный фасад, лестничные клетки, вынесенные за пределы здания в полукруглые застекленные «стаканы». Конструкция обусловливалась назначением здания: цеха типографии должны быть отлично освещены в течение всего дня. Три нижних этажа занимала типография «Уральский рабочий», на четвертом размещались издательство и редакции газет: «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск», «На смену!», а также фотохроника ТАСС.
Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Союз писателей СССР. В легендарном конструктивистском доме работали Лев Кассиль, Мариэтта Шагинян, Агния Барто, Алексей Новиков-Прибой и Ольга Форш. По инициативе секретаря Союза писателей Александра Фадеева в типографии разместился Литературный центр организации.
В 2010-м году в Доме печати проходила первая Уральская индустриальная биеннале. Сегодня в атмосферном здании Дома печати располагаются книжный магазин, кафе, рестораны и фотостудии.
Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Союз писателей СССР. В легендарном конструктивистском доме работали Лев Кассиль, Мариэтта Шагинян, Агния Барто, Алексей Новиков-Прибой и Ольга Форш. По инициативе секретаря Союза писателей Александра Фадеева в типографии разместился Литературный центр организации.
В 2010-м году в Доме печати проходила первая Уральская индустриальная биеннале. Сегодня в атмосферном здании Дома печати располагаются книжный магазин, кафе, рестораны и фотостудии.
Главпочтамт
Выдающееся здание, выходящее фасадом на площадь Труда, строили специально для нужд почты и телеграфа.
Главным композиционным элементом фасада является девятиэтажный крупный вертикальный выступающий объем центральной лестничной клетки. Этот выразительный композиционный элемент объединяет вертикальный восьмиэтажный угловой объем и шестиэтажный горизонтальный.
Вертикальный объем подчеркнут в верхней части светопроемами различной формы, а в нижней — высоким угловым протяженным балконом, который является одновременно козырьком главного входа в здание. На фронтальной плоскости балкона имелась рельефная надпись: «Почта, телеграф, телефон».
Плоскость фасада горизонтального объема также разделена по высоте на две части. В верхней расположены два яруса узких вертикально вытянутых светопроемов для освещения помещений автоматической станции. В нижней — ленточные светопроемы выделяют внутренние административные помещения и подчеркивают горизонтальное развитие этого сооружения.
В лучшие годы, в здании размещались почтовое отделение, междугородняя телефонная станция на 10 тысяч абонентских номеров, телеграф, детский сад, ясли, комнаты для кружковой работы и радиотеатр на 800 мест, где можно было культурно отдохнуть и послушать последние известия.
Главпочтамт продолжает работать до сих пор.
Главным композиционным элементом фасада является девятиэтажный крупный вертикальный выступающий объем центральной лестничной клетки. Этот выразительный композиционный элемент объединяет вертикальный восьмиэтажный угловой объем и шестиэтажный горизонтальный.
Вертикальный объем подчеркнут в верхней части светопроемами различной формы, а в нижней — высоким угловым протяженным балконом, который является одновременно козырьком главного входа в здание. На фронтальной плоскости балкона имелась рельефная надпись: «Почта, телеграф, телефон».
Плоскость фасада горизонтального объема также разделена по высоте на две части. В верхней расположены два яруса узких вертикально вытянутых светопроемов для освещения помещений автоматической станции. В нижней — ленточные светопроемы выделяют внутренние административные помещения и подчеркивают горизонтальное развитие этого сооружения.
В лучшие годы, в здании размещались почтовое отделение, междугородняя телефонная станция на 10 тысяч абонентских номеров, телеграф, детский сад, ясли, комнаты для кружковой работы и радиотеатр на 800 мест, где можно было культурно отдохнуть и послушать последние известия.
Главпочтамт продолжает работать до сих пор.
Дома Горсовета
Дома Горсовета - это комплекс из 5 домов, построенных в 1925 - 1931 годах.
Строительство первого дома началось в 1925 году, это был первый каменный многоквартирный дом в городе. А в 1928 году дом был сдан и заселён первыми жильцами.
В целом, свой внешний вид Первый дом Горсовета сохранил до наших дней. Это Г-образное здание с лаконичным фасадами и достаточно необычными балконами — прямоугольными угловыми и треугольными. Над балконами — барельефы, изображающие гербы с колосьями, серпом и молотом. На других Домах Горсовета такого мы уже не увидим.
Второй жилой комплекс был построен совсем рядом с первым — практически напротив. Начато строитель в 1927 году, а сдан дом был уже на следующий год.
Постройки выполнены в авангардном стиле, но с нетрадиционными полукруглыми балконами. Здесь уже нет леп украшений на фасаде — стиль становится всё более аскетичным.
Третий дом Горсовета по сравнению с первыми двумя Домами Горсовета, третий отличался масштабом - он состоял из семи корпусов, выполненных в едином стиле.
Четвертый комплекс был построен в 1929-1931 годах. Проект получился весьма масштабным: помимо жилых корпусов, проектировавшихся как коммуна, здесь предполагалось построить баню, два магазина, парикмахерскую Однако из задуманного осуществили не всё.
Пятый дом Горсовета представляет собой комплекс домов 1928-1930 годов постройки. Он появился на месте Торговой площади, снесённых лавок и усадеб.
Это ещё один проект, который не осуществили полностью. Планировалось строительство четырёх домов и детского сада с благоустроенным двором. В итоге появился только один - большой и состоящий из 5 блоков, расположенных в ш порядке. Во дворе находился фонтан, который до настоящего времени не сохранился.
Строительство первого дома началось в 1925 году, это был первый каменный многоквартирный дом в городе. А в 1928 году дом был сдан и заселён первыми жильцами.
В целом, свой внешний вид Первый дом Горсовета сохранил до наших дней. Это Г-образное здание с лаконичным фасадами и достаточно необычными балконами — прямоугольными угловыми и треугольными. Над балконами — барельефы, изображающие гербы с колосьями, серпом и молотом. На других Домах Горсовета такого мы уже не увидим.
Второй жилой комплекс был построен совсем рядом с первым — практически напротив. Начато строитель в 1927 году, а сдан дом был уже на следующий год.
Постройки выполнены в авангардном стиле, но с нетрадиционными полукруглыми балконами. Здесь уже нет леп украшений на фасаде — стиль становится всё более аскетичным.
Третий дом Горсовета по сравнению с первыми двумя Домами Горсовета, третий отличался масштабом - он состоял из семи корпусов, выполненных в едином стиле.
Четвертый комплекс был построен в 1929-1931 годах. Проект получился весьма масштабным: помимо жилых корпусов, проектировавшихся как коммуна, здесь предполагалось построить баню, два магазина, парикмахерскую Однако из задуманного осуществили не всё.
Пятый дом Горсовета представляет собой комплекс домов 1928-1930 годов постройки. Он появился на месте Торговой площади, снесённых лавок и усадеб.
Это ещё один проект, который не осуществили полностью. Планировалось строительство четырёх домов и детского сада с благоустроенным двором. В итоге появился только один - большой и состоящий из 5 блоков, расположенных в ш порядке. Во дворе находился фонтан, который до настоящего времени не сохранился.
Здание Уралоблисполкома
Здание Уралоблисполкома - это самое крупное административное сооружение в конструктивистском стиле.
Здание Уралоблисполкома представляет комплекс, состоящий из двух корпусов: административного и жилого. Они объединены между собой надземными переходами. Разновысокие объемы здания на углах подчеркнуты балконами. Пластику фасадов обогащают окна различных форм и размеров. Парадные интерьеры украшены лепным декором и облицованы натуральным камнем.
Административные функции архитектурного памятника сохранились и в настоящее время: здесь расположены министерства и Арбитражный суд Свердловской области.
Здание Уралоблисполкома представляет комплекс, состоящий из двух корпусов: административного и жилого. Они объединены между собой надземными переходами. Разновысокие объемы здания на углах подчеркнуты балконами. Пластику фасадов обогащают окна различных форм и размеров. Парадные интерьеры украшены лепным декором и облицованы натуральным камнем.
Административные функции архитектурного памятника сохранились и в настоящее время: здесь расположены министерства и Арбитражный суд Свердловской области.
Спортивный комплекс “Динамо”
Спортивный комплекс на берегу городского пруда — один из самых интересных объектов Екатеринбурга. Напоминающее корабль здание построили в 30-х годах. Спроектировал его выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Вениамин Соколов.
Здесь есть и окна-иллюминаторы, и киль, и капитанская рубка наверху. Даже цвет намекает на водную стихию. Около «Динамо» в пруду был открытый бассейн, смотреть на который можно было с трибун на противоположном берегу.
Однажды власти решили снести удивительное здание и поставить на его месте монумент, но горожане воспротивились, и теперь шедевр конструктивизма и парк рядом с ним остаются одним из любимых мест для прогулок.
Здесь есть и окна-иллюминаторы, и киль, и капитанская рубка наверху. Даже цвет намекает на водную стихию. Около «Динамо» в пруду был открытый бассейн, смотреть на который можно было с трибун на противоположном берегу.
Однажды власти решили снести удивительное здание и поставить на его месте монумент, но горожане воспротивились, и теперь шедевр конструктивизма и парк рядом с ним остаются одним из любимых мест для прогулок.